ИЛ-4.ру   Вопросы, отзывы, предложения?
Пишите!
Добро пожалуйте на сайт одного из наибыстрейших и наивыдающихся самолетных произведений двадцатого века - бомбардировщика ИЛ 4.  
 
 

Ил-4 (1943 - 1945 г.г.)

 
В начале 1943 г. бомбардировщики Ил-4 выпускали заводы № 23 в Филях. № 81 в Тушино и № 126 в Комсосмольске-на-Амуре. Выпускавший пикирующие бомбардировщики Пе-2 чавод № 39 в Иркутске переключился на производство Ил-4 в марте 1943 г. До конца года в Иркутске собрали 698 Ил-4. На всех заводах проводились мероприятия, направленные на снижение трудоемкости изготовления самолетов. Если в 1939 г. на выпуск одного ДБ-ЗФ затрачивался 14 331 человеко-час, то в 1943 г. - уже 12 500. меньше, чем на изготовление Пе-2.

К 1943 г. удалось вылечить основные болезни двигателя М-88 и все новые Ил-4 стали комплектоваться этими моторами в варианте М-88Б. Для работы на морозе перед цилиндрами двигателей установили подвижные створки. В начале 1943 г. были удлинены стойки основных опор шасси, одновременно с увеличение размеров хвостового колеса, диаметр которого возрос на 150 мм, а ширина на 210 мм.

Ил-4 комплектовались противооблединительной системой, использующий горячие выхлопные газы двигателей, газы подавались в носок крыла. Хвостовое оперение обогревалось от отдельного источника тепла. Незамерзающая жидкость разбрызгивалась на козырек фонаря кабины. Последнее новшество с большим воодушевлением было встречено личным составом авиационных полков, так как в качестве незамерзайки очень часто выступал спирт. Кресло штурмана снабдили бронеспинкой толщиной 8 мм. За креслом пилота на шпангоутах фюзеляжа крепилась бронеплита толщиной 13 мм. На каждом втором Ил-4 с середины 1943 г. ставились автоматические радиопеленгаторы АПГ-1. Стандартным стала ультрафиолетовая подсветка приборной доски. Ультрафиолет ранее часто ставили в полевых условиях, теперь начали монтировать на заводах. Летом 1943 г. систему СПУ-3 заменили переговорным устройством СПУ-4Ф и усовершенствовали кислородную систему. Диаметр колес основных опор шасси был увеличен до 1100 мм. ширина до 400 мм. В середине 1943 г. хвостовую часть фюзеляжа усилили четырьмя накладными полосами, две вверху и две внизу. Усиливающие полосы-накладки появились и на стабилизаторах, по одной на каждой половинке.

Увеличение масштабов использования Ил-4 в ночное время суток потребовало оснастить выхлопную систему самолета пламегасители. Пламегасители ставились силами технических служб полков и дивизий. Часто качество пламегасителей оставляло желать лучшего. Специалисты ЦАГИ разработали пламегаситель ГАМ-9.

Двигатели М-88В мощностью 1250 л.с. начали ставить на Ил-4 в конце 1943 г. Мощность нового варианта мотора М-88 возросла по сравнению с М-88Б на 150 л.с., а межремонтная наработка была увеличена со 100 ч до 200 ч. На воздухозаборники моторов ставили противопыльные фильтры. В 1943 г. все заводы сдали 1558 самолетов Ил-4. С октября 1944 г. стандартными стали воздушные винты УФ-611Ф.

Большинство самолетов Ил-4 из состава АДД имели двухцветный камуфляж из пятен средне-зеленого и очень темно-зеленого цвета на верхних поверхностях, низ окрашивался в черный цвет. Часть самолетов получила камуфляж из пятен темно-зеленого и средне-зеленого цвета, известны самолеты с пятнами двух оттенков зеленого и черного цвета. Опознавательные знаки наносились на вертикальное оперение и на нижние поверхности крыла. В 1944 г. в качестве опознавательного знака ввели красную пятиконечную звезду с узкой бело-красной окантовкой.

В начале 1945 г. на смену винтам УФ-611Ф пришли винты АВ-7Е-158А. Часть самолетов построили с металлическими нижними люками штурмана с небольшим окном, большинство самолетов комплектовалось полностью прозрачными люками.

Сборка Ил-4 на заводе № 64 в Воронеже была прекращена в начале 1945 г., но завод продолжал изготавливать комплектующие для других предприятий. В конце 1945 г. воронежский завод окончательно перешел на выпуск штурмовиков Ил-10.

Приборное оборудование не было стандартизирована даже на заключительной стадии серийного производства Ил-4. Самолеты частично оснащались автопилотами АВП-2, автоматическими радиопеленгаторами АПГ-1, инструментальной системой посадки Ночь-1, радиополукомпасом РПК-2. На большинстве Ил-4 стояли радиостанции РСВ-3бис.

На протяжении всей войны бомбардировщики Ил-4 оставались главной ударной силой советской Авиации Дальнего Действия. Помимо Ил-4 на вооружении АДД состояли американские бомбардировщики В-25 «Митчелл» и переделанные в бомбардировщики транспортные Ли-2. Ил-4 имел большие, чем у «Митчелла» радиус действия и практический потолок, но меньшую на 110 км/ч максимальную скорость полета и более слабое оборонительное вооружение. Многие советские полеты предпочитали Ил-4 «Митчеллы», поскольку американские машины имели лучшее приборное оборудование и были проще в пилотировании.

С ноября 1939 г. по конец 1945 г. было построено 5256 самолетов Ил-4, 2991 из них дал завод № 126 в Комсомольске-на-Амуре. Заводы в Комсомольске в Воронеже после окончания войны изготовили 160 Ил-4. В 1946 г. часть бомбардировщиков переоборудовали в дальние фоторачведчики, которые использовались для геологической съемки местности. Вооружение с этих машин было снято, а в бомбоотсеках установлена фотоаппаратура.

В строевых частях первой линии Ил-4 прослужили до 1947 г. Парадоксальным образом Ил-4 успел получить НАТОвское наименование - «Bob». Кодовое имя самолеты западные специалисты присвоили в 1954 г., через два года после снятия Ил-4 с вооружения советских ВВС.

 

 

 
Web site design is proudly powered by FreelanceWebMarket.com
© 2008 ИЛ 4.ру
ИЛ 4